Возрастные
особенности учащихся 7- 8-х классов
7-8
класс – пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не
всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению
дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ: подростки
начинают громко говорить, хохотать. Смех становится одним из способов реагирования
на нарастающее возбуждение. Настроение подростков подвержено резким
перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности).
Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание
нередко приводит к бурной реакции
Специфика данного возраста хорошо описывается
с применением частицы НЕ:
Не хотят учиться
так, как могут, не хотят
слушать никаких советов , не приходят вовремя, не убирают за собой.
А также характерны:
Непостоянные дружеские связи, снижение самооценки, борьба за самостоятельность, обидчивость, раздражительность, упрямство, переутомление, снижение внимания (особенно после 4 урока)
Основной
сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной
деятельности может ухудшаться (на уроках подростки стремятся общаться,
переписываться). Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус
в классе). Может произойти смена лидеров.
К
ухудшению дисциплины на уроках может приводить недостаточно быстрый темп.
Подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление),
с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить,
придумать различные варианты решения.
При
столкновении с теми или иными трудностями во взаимодействии с детьми необходимо
учитывать, что подростки могут вести себя агрессивно не в силу «испорченности»,
а в связи со стремлением сохранить устойчивое представление о себе и окружающих
в соответствии со своим опытом, защититься от низкой самооценки.
Хотя интерес
к школе и к общению со взрослыми снижается, подростки испытывают сильную
потребность поговорить о себе со взрослым. Если такой возможности нет, могут
возникать депрессивные настроения, суицидальные мысли, либо резкие агрессивные
вспышки, направленные на взрослых.
Подростки
бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни (даже представляющих
угрозу), а также в активное опробование новых ролей. Им необходимы собственные
ошибки. Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять
ненормативную лексику, спиртные напитки. Целью является сам факт познания
(себя, своих возможностей), а не получение удовольствия.
Взрослых
подростки делят на тех, кому можно, а кому нельзя доверять. Новому
взрослому достаточно сложно завоевать доверие подростков(понадобится
немалое время). Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками,
основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности.
Пути эффективного взаимодействия с подростками
Формирование
круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей.
Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного
существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая
лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему
реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Снижение
проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома
с использованием гимнастического инвентаря.
Не
предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его
способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте
его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать
подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка
эффект неадекватности. Увлечение искусством, совместное посещение кино и
театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко
не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком.